Skip to main content
КорзинаClose Cart
Статьи

Искусство иллюминирования рукописей в Средние века

Строго говоря, иллюминированными было бы правильно назвать только рукописи, украшенные золотом или серебром. Но в современном понимании термин «иллюминированный» относится к любому украшенному орнаментом или рисунками манускрипту.

Украшать рукописи начали почти с момента создания этих самых рукописей, то есть появления книжных форм письма. Однако первые дошедшие до нас иллюминированные манускрипты относятся к периоду V–VII вв. н. э. Большинство богато украшенных текстов принадлежат эпохе Средневековья и носят религиозный характер. Считалось, что декорирование Священного писания лишний раз прославляет Бога.

Сегодня мы не станем останавливаться на классификации иллюминированных манускриптов по историческим периодам и типам, а сосредоточим свое внимание на самом процессе изготовления богато украшенных рукописей. Дело в том, что в эпоху Высокого Средневековья (а точнее, на стыке XII и XIII вв.) в деле книгописания настал переломный момент, а именно: изготовление рукописной книги перешло из монастырских скрипториев в городские мастерские, хотя сам процесс изготовления книги при этом почти не изменился. Основным отличием стало разделение труда и, как следствие, появление мастерских и более узкая специализация писцов и художников. Если мастер монастырского скриптория в период Раннего Средневековья мог изготовить почти всю рукопись сам от выделки пергамена до переплета, то в XIII в. мастера-иллюминаторы часто работали вообще независимо от писцов и отвечали за вполне определенный кусок работы, будь то рисование миниатюр или нанесение орнамента. Помимо так называемых иллюстраторов выделялась ещё одна профессия — «рубрикатор», или человек, выполняющий украшения и инициалы, нередко носящие смысловую нагрузку. Так, «главный» инициал (его ещё называют «историзованным» или «инициалом с историей», то есть с картинкой с сюжетом) знаменовал начало книги или большого раздела текста. Инициал поменьше, выполненный в той же технике, обозначал новый абзац. Заглавные буквы, обозначавшие начало стиха или предложения, как правило, выделялись цветом (синим или красным) и иногда украшались очень мелким орнаментом, за что и получили название «филигранных». Так же, цветом, нередко выделялись колонтитулы (сокращенные названия глав на верхних полях) и цифровые обозначения. Такая иерархия позволяла лучше ориентироваться в тексте священнослужителям, поскольку многие иллюминированные рукописи предназначались для литургических чтений. Не исключено, что процесс золочения также исполнялся самостоятельными специалистами, потому что требовал большого мастерства в обращении со столь дорогостоящими материалами.

Итак, как именно создавалась иллюминированная рукопись в Средние века? Аналогично работе в монастырском скриптории, в городской мастерской книга проходила несколько этапов:
1) Обработка и подготовка пергамена.
2) Написание текста.
3) Рубрикация и иллюминация.
4) Переплет.

Иллюминированные рукописи эпохи Средневековья — это, в основном, кодексы, написанные на пергамене (или выделанной кожи телят, козлят и других животных). Изготовление пергамена также проходило в несколько этапов. Сначала шкурка животного вымачивалась в известковом растворе для окончательного сведения волоса и удаления жира. Делалось это для того, чтобы писать на пергамене можно было с двух сторон. Прежде писали на одной и склеивали «шкурки» между собой — вот почему древнейшие книги представляют собой свитки, а не тетрадки. После вымачивания пергамен долго сушили, затем растягивали на специальных рамах-пяльцах и приступали к шлифованию специальными ножами и скребками. Завершали процесс выделки выглаживанием при помощи пемзы и мелованием.

Таким образом подготовленный пергамен отправлялся переписчикам, которые при написании текстов оставляли свободными места под орнамент и миниатюры. Разметка страницы производилась следующим образом: начало и конец строки прокалывались каким-нибудь острым инструментом (ножом или шилом) насквозь таким образом, чтобы они располагались одинаково на всех листах рукописи. Затем эти точки объединялись — для разметки использовались стальные стержни или чернила основного текста, разбавленные водой.

Далее рукопись поступала каллиграфам-орнаменталистам для выполнения инициалов самого низкого ранга — сине-красных заглавных букв, колонтитулов и нумераций книг и глав. Затем рукопись поступала к художникам-иллюминаторам (иногда последовательность была иной: сначала свою работу завершали иллюминаторы, а потом уже в дело вступали орнаменталисты). Для художников писцы нередко делали пометки на полях относительно сюжета того или иного инициала или миниатюры в виде словесного описания или схематичного эскиза. Как правило, глава мастерской набрасывал по этим комментариям рисунок, который затем раскрашивали его помощники. Работа с цветом также проходила в несколько этапов. Прежде всего наносился контур рисунка. Затем происходил процесс золочения (нанесение связующего вещества, наложение листа сусального золота и полировка золотого слоя). После этого рисунок раскрашивался. Цветовая гамма средневековых рукописей вначале была довольно ограниченной и, к примеру, во Франции содержала всего три цвета: красный, синий и белый. В качестве пигментов для них использовались соответственно сурик и киноварь, ляпис-лазурь и азурит и свинцовые белила. Но уже к концу XIII в. цветовая гамма стала включать в себя переходные и смешанные тона — серые, светло-коричневые, сиреневые, зеленые и ярко-желтые. После нанесения базовых цветов рисунки дополнялись более темными тонами тех же оттенков для придания объема. Завершалась работа прорисовкой тончайших белых линий. После этого рукопись вновь попадала к мастеру, который исправлял ошибки и наносил повторный контур на рисунки для придания им завершенности.

Затем манускрипт отправлялся на переплет. Книжный блок подшивался к доскам, равным ему по размерам. Доски обтягивались кожей, а затем на них делались застежки на кожаных ремнях. Однако такой переплет не был долговечным: застежки часто отрывались, книжный блок начинал выступать из-за досок и быстро обтрепывался, а корешок изнашивался. Вот почему до нашего времени почти не сохранилось манускриптов в их оригинальной «обложке». При новом переплете рукопись часто обрезалась, что портило изначальную композицию листов, а также нередко отсекало при этом и часть орнамента.

Конечно же, процесс создания иллюминированных рукописей содержит в себе большое количество нюансов, однако в целом выглядит примерно так, как описано выше. Примечательно, что и первые печатные книги украшались вручную похожим способом. Сегодняшние художники-иллюминаторы также в общем и целом следуют означенной выше схеме, хотя некоторые части процесса оказываются значительно упрощены за счет современных технологий.

_________________________________
Использованная литература:
Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях: 1270–1300. М., 1984
Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV–XV вв. Л., 1985

Автор статьи — Ирина Лебедева, преподаватель студии каллиграфии Study Calligraphy.