Автор текста: Кручинина Айгуль Фидаилевна
«Теперь, когда я состарился и понял,
что ничего нельзя сделать,
я почти жалею, что появился на свет
с чувством романтики и красоты
в этот проклятый век…»
У. Моррис
Начиная писать статью, я мало что знала о человеке, поэте, художнике и дизайнере Уильяме Моррисе, родившегося и жившего в Англии 19 века. В процессе поиска информации, я открыла для себя интересного, глубокого человека, поэта, романтика, философа, орнаменталиста, воспринимающего себя не столько большим мастером, сколько человеком, считающим своё дело особой миссией.
В этой статье я решила рассказать не столько о технической стороне создания орнаментов в стилистике У. Морриса, сколько об особом отношении мастера к жизни, искусству, орнаменту. Я думаю, что это поможет нам, потомкам, осознать значимость рукотворной красоты, откроет новые важные смыслы философии, к которой мастер при жизни радел приобщить всех творческих людей. Что же это за философия?
Период конца девятнадцатого века в Англии был эпохой «стремительного развития капиталистических ценностей» и технического прогресса, автоматизации ручного труда. В связи с этим, создавалось общество, говоря словами Уильема Морриса, «всё стремления которого были направлены на извлечение прибыли», что приводило к тому, что на смену искусным предметам интерьера, изготовленными трудоемким ручным трудом, появлялось много безвкусного заводского, машинного ширпотреба, что очень удручало дизайнера.
Мастер боялся, что машины и капиталистические ценности превратят наш мир в бездушное и безжизненное пространство. Он считал, что каждый «адекватный и здравомыслящий» человек должен стремиться украшать своё жилище своими руками, вкладывая кусочек своей души, стараясь не прибегать к предметам машинного труда, поскольку рукотворный процесс и его результаты пробуждают в человеке самые лучшие качества: искренность, внутреннюю живость, воспоминания о детстве, о первой любви, воображение, душевное развитие, стремление к особой красоте, которая будет наполнять дом уютом, покоем, достоинством, смыслом. “Предметный мир отражает внутреннее состояние общества”,-был уверен орнаменталист.
Свою миссию Уильям Моррис видел, во-первых, в том, чтобы успеть донести эту мысль до каждого, а, во-вторых, старался изобрести техники, которые помогли бы любому человеку, без специальных знаний и навыков украшать свой дом таким образом, чтобы это пробуждало в нем самое лучшее и светлое.
Современному читателю, возможно, покажется такая философия утопичной, но, согласитесь, она достойна уважения и очень вдохновляет.
Принимаясь за творческий проект, в том числе по дизайну своего жилища, Уильям Моррис рекомендует определить несколько важных вещей:
- что мы можем и хотим получить;
- что мы считаем красивым;
- что не будет пробуждать в нас беспокойные чувства, сильные переживания и истощать нас;
- что будет напоминать нам о жизни помимо самого украшения (что будет пробуждать воспоминания, лучшие душевные чувства) и что способно пробудить человеческую фантазию;
- что можно сделать без чрезмерных усилий и с удовольствием.
Для Уильяма Морриса это были не просто практические советы, он считал их «моральными качествами искусства», без учета которых любое искусство становится бессмысленным и даже вредным.
Орнаменталистика, по мнению Морриса, больше всего соответствовала этим моральным критериям, поскольку, глядя на орнамент, человек видит не столько, что изображено, орнамент будит в нем фантазию и воображение. Оно доступно в исполнении, не перегружает чрезмерными эмоциями и делает среду красивой и в то же время простой, уютной, легкой. В этих целях дизайнер призывал брать за основу орнаментов простые цветы, а не заморские растения. Он отдавал предпочтения маргариткам, лилиям, ромашкам, розам. Часто и сам в основу рисунков своих обоев брал приятные глазу цветы и кусты из своего сада.
В деле создания орнаментов, Уилям Моррис призывает каждого, даже того, кто не художник, не мастер орнаменталистики и любого другого искусства: «Не копируйте чужой стиль, создавайте свой собственный!, вы все равно должны учиться на истории своего искусства…Мой совет будет очень простым. Изучайте один из стилей (или сразу все), в котором есть настоящий рост, а что же до остальных — почтите их лишь кратким взглядом, поскольку они не принесут вам никакой пользы…»
Однажды, 10 декабря 1881 года, Уильям Моррис читал лекцию в Колледже рабочих в Блумсбери. Лекция называлась «Несколько советов по созданию орнамента». Но практических советов, по большей части дать не получилось. В связи с этим, завершая лекцию , Уильям Моррис извинился перед аудиторией, что сильно отошел от темы, акцентируя внимание на моральной стороне творчества, пытаясь донести до аудитории то, как важно сделать искусство живым, простым, здоровым и массовым.
«… я глубоко убежден, что массовое искусство не может жить, если труд будет вечно служить разобщению и несправедливости. Я с радостью признаю, что вижу знаки грядущих времён: в них царит порядок, доброжелательность и единение. Эта надежда на будущее придала мне смелости, чтобы сказать вам эти последние слова и напомнить о том, что каждый из нас может сделать, чтобы приблизить этот день.»
Эти слова и его внимание к ценностям в искусстве показывают насколько важным он для себя видел окультуривание и приобщение и масс к созданию вокруг себя рукотворных предметов, хранящих тепло рук создателя, помогающих создать по-настоящему вдохновляющую среду, где человек может достойно жить и развиваться.
Современный читатель, возможно, увидит в философии мастера излишний романтизм, утопичность стремлений, но мне видится, что такие личности как Уильям Моррис подсвечивают нам и напоминают о важном, о нас самих, чтобы мы могли сверять свой внутренний компас наших устремлений и использовать многовековой исторический опыт искусства в своё развитие, создавая живую красоту.