Автор текста и творческих работ — Полина Рыжкова
Гуслицы — историческое название местности на востоке Подмосковья, а именно на границе между Орехово-Зуевским и Егорьевским районами. Название края произошло от протекающей здесь реки Гуслица. Сюда во второй половине XVII века, спасаясь от преследований, бежали старообрядцы. Они и основали в этих местах многие сёла, в которых закипела жизнь со своими обрядами и промыслами.
Одним из поразительных явлений в Гуслицах, на которое оказало влияние именно старообрядчество, была практически поголовная грамотность населения. Старообрядцы уделяли этому очень большое внимание. Они основывали школы на дому, где обучали чтению церковных книг, пению по крюковым нотам, навыкам письма и счёта.
С 80 годов XVII века развивается книгописное дело. Книги переписывались вручную, т.к. старообрядцам не разрешалось их печатать. Для украшения своих книг гусляки выработали свой собственный характерный художественный стиль. Во многом он является преемственником Ветковской школы. Мастера гуслицкой росписи черпали вдохновение у природы — в орнаменте использованы стилизованные изображения ягод и цветов, произрастающих именно в этой местности: шишки хмеля, пионы, вьюны, папоротники, лютики. Также часто можно встретить листья аканта, гранатовые яблоки, колокольчики. Среди орнамента встречаются и птицы. Но не обычные, а райские. Такая роспись существовала только в книгах.
Цвета в орнаменте очень яркие: сочетание красного или малинового, синего, зелёного, жёлтого, оранжевого. С середины XIX века рукописи начинают обильно украшать сусальным золотом. Книги были очень радостными, праздничными, что отражало внутренний мир гусляков.
К наиболее крупным центрам переписки гуслицких книг относились деревни Беливо, Панарьино, Мисцево, Петрушино, Заполицы и др. Здесь воспитывались целые династии мастеров, часто подписывающих свои произведения. Вся старообрядческая Россия пела по книгам, переписанным здесь. Книги стоили очень дорого, расходились по всей стране и даже попадали зарубеж.
Отличительной особенностью гуслицкой росписи является многослойная штриховка. Первый слой тонкий, полупрозрачный. Штрих по тонкости не уступает ресничке. Кладётся на элемент так, чтоб осталось свободное пространство. После того, как первый слой высыхает, на него накладывается второй слой — более сочный. Он не доходит до границы первого. Третий слой — максимально яркая штриховка, которая так же не перекрывает предыдущий слой. Заканчивается элемент выразительной окантовкой.
Если пристально присмотреться к орнаменту, то можно заметить ещё одну особенность: симметричные элементы не всегда в точности повторяют друг друга. И именно через эту разницу достигается ощущение живого, дышащего растения, а не застывшего на бумаге орнамента.
В 1905 г. Николай II издаёт указ «Об укреплении основ веротерпимости». Теперь старообрядцам официально разрешается заниматься книгопечатанием, рукописные книги постепенно перестают производиться. Последние из известных кодексов, оформленных в гуслицком стиле, созданы в Москве на Рогожском кладбище в 20 годы ХХ века.
Источники:
- М. А Максимов «Буквица и вязь»
- http://www.raruss.ru/rus-christian-painting/1653-gusly-
- https://youtu.be/fFk9XmiYqzA
- https://youtu.be/RZF-TqsfYM0