Skip to main content
КорзинаClose Cart
Статьи

Топ 5 книг-пособий для самостоятельного изучения русского письма

Петровский Д.И. Зримый глагол-3. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. – Санкт-Петербург: Химиздат, 2016.

В этом долгожданном труде Д. И. Петровского собран огромный пласт информации по кириллическому и латинскому письму ширококонечным пером. В начале книги рассказано об инструментах и материалах, подготовке рабочего места. Далее по каждому виду письма автор дает историческую справку и свои прописи. Из древнерусских почерков подробно рассмотрены ранний и поздний уставы, полуустав, скоропись и вязь. Прописи даны на миллиметровой бумаге с описанием последовательности и способа начертания всех знаков. Также есть краткая справка по надстрочным знакам в тексте.

Санников А.В., Ю.И. Ковердяев. Русское письмо: история букв и каллиграфия. – Москва: Институт Наследия, 2017.

В книге руководителей московской Школы исторической каллиграфии, подробно рассмотрены три древнерусских почерка, и дана краткая историческая справка о славянской письменности. Прописи в книге базируются на известных письменных памятниках: устав (на основе Остромирова Евангелия), полуустав (на основе Лицевого летописного свода), скоропись (на основе грамоты патриарха Никона).

Виктория и Виталина Лопухины. Прописи. Скоропись брашпеном и острым пером. – Киев: Самиздат, 2016

Прописи известных дизайнеров-каллиграфов сестёр Лопухиных. На разворотах этого альбома можно найти каллиграфические упражнения и несколько вариаций написания для каждой буквы славянского алфавита. Плотные страницы на пружине позволяют удобно расположить нужную информацию перед собой. Писать можно непосредственно в альбоме, либо отсканировать и напечатать тренировочные листы. Сначала даны скорописные буквы для письма острым пером, а после брашпеном. Есть краткий словарь и историческая справка.

В. Пушкарев. Славянская вязь. Пособие для начинающих и не только. Электронная версия. (последнее обновление в 2019 г)

В этом электронном пособии Виктор Пушкарев, известный дизайнер и каллиграф, делится своими исследовательскими находками по теме древнерусской вязи. На примере моноширинной вязи автор подробно рассказывает о строении букв и лигатурах. С помощью анимированных примеров можно наглядно увидеть, как меняется рисунок надписи при изменении одного из параметров: толщины, формы штрихов, их высоты, формы засечек и декоративных элементов.

В пособии представлен альбом с впечатляющим количеством образцов букв вязи, собранных автором из разных исторических источников.

Помимо рисованной моноширинной вязи, Виктор включил в свое пособие три примера вязи по авторским прописям П. П. Чобитько, Д. И. Петровского и Г. А. Маракуева. И анимировал их буквы. Теперь можно легко проследить не только последовательность выполнения штрихов, но и увидеть направление поворота инструмента в сложных местах. Также на страницах пособия можно встретить много полезных ссылок на сторонние ресурсы по древнерусскому письму.

Чобитько П.П. Азбуковник. – Санкт-Петербург-Москва: Издательство Гимназии Св. Василия Великого, 2008.

Небольшое, но подробное пособие, которое познакомит с написанием букв устава и полуустава. В начале есть краткое введение, рассказывающее историю возникновения и развития славянского алфавита. Даны советы по подготовке к письму и подробные правила написания всех букв полуустава и устава. В книге представлена уникальная методика освоения древнерусских почерков, созданная художников и каллиграфом П. П. Чобитько на основе многолетнего опыта преподавания в различных вузах.