was successfully added to your cart.
Статьи

Русское письмо

В дополнение к статье с основными книгами для самостоятельного изучения русского письма, мы подготовили более подробный материал с историей русского письма.

Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием

Святые Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря «Святой Наум», ныне в Северной Македонии

О начальном периоде славянской письменности практически нет достоверных сведений. Существуют различные гипотезы о ее возникновении и развитии и до сих пор точно не ясно:

  • какова была докириллическая письменность славян;
  • почему одновременно существовало две системы письменности: кириллица и глаголица;
  • была ли связь между двумя этими азбуками;
  • какова была роль Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки;
  • какую именно азбуку они создали;
  • и даже, какой национальности были братья.

В традиционной версии, опирающейся на сказание конца IX — начала X веков черноризца Храбра, до крещения славяне использовали «черты и резы», а после — греческие и латинские буквы. Но ни греческий, ни латинский алфавиты не могли передать все звуки, использовавшиеся в славянском языке. По мере создания славянских государств появилась и потребность в записях договоров, богослужебных текстов и исторических хроник. К тому же славяне склонялись к тому, чтобы принять христианскую веру. А для этого требовалось иметь богослужебные книги на понятном им языке.

В 860-х годах моравские славяне пришли к византийскому императору Михаилу III, чтобы просить о создании азбуки. Тогда император позвал Константина Философа (в монашестве Кирилл) вместе с его братом Мефодием. Кирилл, к тому времени был известен как миссионер, талантливый оратор и знаток языков. А старший брат Мефодий был способным организатором и практическим деятелем. Они происходили из города Солуни, где народ был хорошо знаком со славянским языком, благодаря территориальной близости к землям славян. Им и было поручено создать единую азбуку для всех славянских народов.

До нас не дошли рукописи времен Кирилла, только более поздние. Согласно им, кириллица состояла уже из 43 букв. В письменах черноризца Храбра упоминается создание 38-ми букв во времена солунских братьев. 24 буквы были заимствованы из греческого литургического унциала IX века. Другие 19 были созданы специально для обозначения славянских звуков, которые отсутствовали в греческом. Это буквы буки, живете, зело, гервь, ци, червь, ша, шта, ерь (Ъ и Ь), еры, ять, у йотированное, а йотированное, е йотированное, юс малый, юс большой, юс малый и большой йотированные.

Уже в 864 году Кирилл и Мефодий принесли перевод Евангелия в Моравию вместе с готовой азбукой. Ученые предполагают, что по политическим причинам братья могли начать работу над азбукой и переводом церковных текстов задолго до прихода моравских послов. Ведь Византия давно хотела распространить свое влияние на западных славян. Даже если так, это нисколько не умаляет огромный вклад Кирилла и Мефодия в становление славянского письменного языка.

После прихода в Моравию братьям были определены ученики, которым они передавали знания. И вместе с которыми они делали новые переводы. В 869 году от тяжелой болезни умер Кирилл, и Мефодий в одиночку с учениками продолжил их дело. Под его руководством была переведена почти вся Библия. Умер Мефодий в 885 году. После его смерти в работу учеников вмешалась политика. Славянское богослужение было отменено, а ученики были преданы гонениям. Позже некоторые из них переселились в Болгарию. Болгарский князь посчитал выгодным иметь самостоятельную славянскую письменность в борьбе за независимость государства. В начале X века создаются литературные школы в Македонии и Болгарии. А в XI веке центром славянской письменности становится Киевская Русь.

Обычно, говоря о Кирилле и Мефодии, вспоминают, что они создали азбуку. Но ведь именно переводы, сделанные братьями, были колоссальным трудом. В славянском языке до этого не существовало множества терминов, использовавшихся в священных текстах. Братьям нужно было переложить выверенный греческий текст на варварский славянский. К тому же в достаточно сжатые сроки. В итоге их работа позволила славянам быстро приобщиться к мировой христианской культуре и сократить культурный разрыв между Византией и их государствами.

Две азбуки

Вопрос о причине существования второй азбуки — глаголицы одновременно с кириллицей так и остается открытым. В глаголице буквы представляют собой замысловатые символы, состоящие из кругов, треугольников и черточек. Интересно, что названия букв практически совпадают с названиями букв в кириллице. И порядок букв во многом тот же. В некоторых рукописных памятниках кириллица и глаголица даже соседствуют друг с другом.

Обе азбуки существовали в IX-X веках. Какая из них появилась раньше — доподлинно неизвестно. Одни ученые доказывают, что Кирилл и Мефодий создали глаголицу, а кириллица изобретена их учениками после их смерти. Другие утверждают, что и кириллица и глаголица существовали у славян еще в дохристианский период. Перебирались разные версии, для каждой из которых находятся доказательства.

Самая ранняя рукопись на глаголице, Киевский миссал (Киевские листки), относится к началу-середине X века. Другие глаголические памятники славянской письменности — это Зографское Евангелие (вторая половина X в.), Ассеманиево Евангелие (XI в.), Мариинское евангелие (XI в.)

Самые древние найденные рукописи на кириллице относятся к XI веку. Это Евангелие апракос из Саввиной книги и Супрасльская минея. Наиболее ранняя точно датированная рукопись — это Остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 гг.

Старинные глаголические рукописи относят к западным славянам. У них же глаголица использовалась вплоть до эпохи книгопечатания. Самые ранние кириллические рукописи в свою очередь относятся к южным и восточным славянам. У них в XII веке кириллица полностью вытесняет глаголицу.

Виды древнерусского письма

Кириллица была сделана на основе греческого унциала (устава). И в таком виде применялась до XIII века. Этот ранний (или старший) устав представляет собой крупный торжественный почерк. Буквы похожи на строгие геометрические формы. Слова не отделены друг от друга. Такой почерк было легко читать, но очень сложно писать. В XIII веке письмо стало ускоряться, и появился поздний устав. В нем частично утеряна геометричность букв и упрощено написание некоторых из них. Рисунок этого письма становится более темным, за счет утолщения некоторых горизонталей и заполнения внутрибуквенного пространства дополнительными штрихами.

Остромирово Евангелие. Лист 271 об.

С XIV века появляется полуустав. Более быстрый, по сравнению с уставом. Буквы начинают немного наклоняться, согласно увеличению скорости письма. Увеличивается количество сокращений в словах, появляется обозначение ударений и придыханий, важных для правильного прочтения во время служб. Рисунок письма становится более светлым. Буквы чуть округляются, становятся мельче по размеру и проще по форме.

Житие Александра Невского

Почти одновременно с полууставом появляется еще один вид древнерусского письма — скоропись. Это еще более быстрый почерк. На рубеже XIV-XV вв. возросла необходимость в написании делопроизводственных документов. Вместо пергамена все чаще стали использовать бумагу. Это способствовало развитию скорописи — быстрого, частично связного письма. Церковные книги по-прежнему писались полууставом.

Буквица языка Славенскаго

Скоропись отличают:

  • Достаточно свободное положение букв на строке — верхняя и нижняя линии текста становятся неровными, элементы букв выносятся в межстрочную область и на поля
  • Вариативность букв — у одной буквы могло быть множество вариантов написания, а некоторые буквы писались одинаково, и различали их только в контексте
  • Связность написания — соединялись строчные со строчными, строчные с выносными, выносные с выносными
  • Написание букв в один прием
  • Частое вынесение букв над строкой — без титла, и могла выноситься даже часть слова

Скорописный свиток

Реформа русского письма

С середины XVII века русское письмо попало под влияние западной культуры. Киевская школа при Богоявленском братстве оказалась в составе России. Она поставляла учителей и участвовала в открытии новых православных учебных заведений. А так как в ней была принята программа католических школ, то и киевская скоропись приобрела черты латинского письма — большая связность строчных букв, круглящиеся безотрывные начертания.

Еще больше скоропись стала меняться в начале XVIII века после реформ Петра I. Здесь заканчивается эпоха древнерусского письма и появляется гражданская скоропись. Это не устоявшийся термин, но хорошо отражает суть происходящего. Указом Петра I был введен в использование гражданский шрифт, который использовался в печати. Его графика повлияла и на почерки. Буквы упростились, уменьшилось количество их вариаций, и исчезли надстрочные знаки.

В XIX веке наше письмо, особенно парадное, становится наиболее близким к английскому курсиву.

Источники:

  • Петровский Д. И. Зримый глагол-3. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. — Санкт-Петербург: Химиздат, 2016.
  • Чекунова А. Е. Русское кириллическое письмо XI-XVIII вв. — Москва: РГГУ, 2010.
  • Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян. — Журнал «Наука и жизнь». — 2002. — N 5. — С.48-55
  • www.zelomi.ru
  • www.expositions.nlr.ru